Обычная практика мотористов при "капиталке" - глянул на снятый коллектор да и отложил его в сторону, дескать, большего внимания он не заслуживает. Тем не менее стоит потратить час-другой на то, чтобы убедиться - коллекторы в целости и сохранности. Тогда можно со спокойной душой заниматься прочими проблемами. Обычная практика производителей двигателей - изготавливать впускной и выпускной трубопроводы (коллекторы) литьем. Причем впускные, как правило, - из алюминиевых сплавов. А выпускные - из чугуна. Правда, в последние годы, на многих автомобилях можно встретить и сварной выпускной коллектор - из стальных труб. Еще одно важное замечание по поводу "свежих" автомобилей: из-за современных норм токсичности каталитический нейтрализатор (в просторечии называемый "катализатор") на них объединен в единое целое с выпускным коллектором - так называемый "кат-коллектор". В случае выхода из строя такого нейтрализатора последствия для двигателя могут быть очень печальными.

 

1. Трещины в коллекторе.

Причины:

- Неверная установка опережения зажигания (для бензиновых моторов) или угла опережения впрыска (для дизельных двигателей).
- Применение некачественного топлива.
- Сильный перегрев.

Действия:

Замена коллектора. В редких случаях возможна заварка трещин. После проведения сварочных работ обязательна проверка плоскостности фланцев коллектора. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт систем питания и зажигания. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт системы охлаждения.

Примечание: Обычно трещины образуются в выпускном коллекторе. Во впускном трубопроводе их образование маловероятно.

kollektora.jpg

2. Коробление фланцев.

Причины:

- Те же, что указаны в пункте 1.
- Нарушение технологии сборочных работ.
- Длительная работа двигателя.

Действия:

Проверка плоскостности фланцев, при обнаружении дефектов - обработка поверхностей на фрезерном станке. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт систем питания и зажигания. Проверка, регулировка и ремонт системы охлаждения, если это требуется. Точное соблюдение предписанных моментов при затяжке крепежных болтов.
Примечание: При обнаружении указанных дефектов необходимо проверять и ответные поверхности на головке блока цилиндров.

3. Повреждения нейтрализатора (для бензиновых машин с кат-коллектором).

Причины:

- Длительная работа двигателя.
- Применение некачественного топлива.
- Износ цилиндро-поршневой группы (при котором масло попадает в выпускной коллектор).
- Износ клапанов и направляющих втулок (при котором масло попадает в выпускной коллектор).

Примечание:
Обычно работа двигателя с подобными повреждениями приводит к:

разрушению керамических "сот" нейтрализатора;
перегреву двигателя;
сильным повреждениям цилиндро-поршневой группы.

Действия:

Замена кат-коллектора. В некоторых случаях возможно механическое "удаление" керамических "сот". При наличии подобного повреждения необходим капитальный ремонт двигателя, с полной диагностикой всех его систем и узлов. В некоторых случаях - даже замена двигателя!

4. Повреждение и износ резьбы в отверстиях под крепеж. Повреждение или износ резьбы на шпильках или болтах.

treshini_kolletora.jpg

Причины:

- Нарушение технологии сборочных работ.
- Длительная работа двигателя (естественный износ).

Действия:

Замена шпилек или болтов. В некоторых случаях допустимо высверливание поврежденной резьбы и нарезание новой. При этом также желательна проверка плоскостности фланцев коллекторов. Строгое соблюдение предписанных моментов при затяжке крепежа. Применение специального крепежа (если предписано производителем).

Примечание: Обычно, при длительной работе двигателя, крепежные элементы на выпускном коллекторе "пригорают" настолько, что разобрать соединения не повредив крепеж - невозможно.