Бытует мнение, что в автомобиль можно заливать практически любое масло. Даже самое дешёвое – главное лишь менять его потом почаще. Но это абсолютно не так и в корне не верно. Химическая промышленность тихой сапой ушла далеко вперёд, и о своих достижениях, применяемых в конечных продуктах, молчит, чтобы никого не пугать. В результате, в нашем случае, все моторные масла коренным образом отличаются друг от друга, а главное отличие – вязкость и добавляемые присадки.

 

Рекомендация производителя автомобиля по выбору моторного масла – не пустой маркетинговый ход и не желание продвигать продукт партнёра. Часто масло разрабатывается под тот или иной двигатель с учётом химического состава его деталей, особенностей их омывания, объёма заливаемого масла и так далее. Но это не значит, что нельзя менять «родное» моторное масло на масло другого производителя. Можно, и с увеличением пробега даже нужно, но делать это необходимо с оглядкой на рекомендации производителя авто, а не на эффектную рекламу на ТВ или мнение бывалого друга, что может просто постепенно испортить мотор.

avto_masla.jpg

Рекомендации производителя выяснить не сложно. Они есть в сервисной книжке, их выкладывают в интернет, а кроме того, их можно уточнить у любого официального дилера марки. Описывать допуски нет никакого смысла – слишком много вариантов их подачи. Часто без справочника или поиска в интернете расшифровать допуск нереально. Например, что значит MB 228.3? Вопрос к поисковику Rambler или к мастеру-приёмщику сервисного центра Mercedes. Но есть и более простые и понятные нам указания: SAE 5W40 SL, где указана применяемая классификация вязкости (SAE), сама вязкость (5W40), а также тип двигателя и годы его выпуска по API (SL – бензиновый мотор 2000-2003 г.в.).

Классификация по API

Бензиновые двигатели

Устаревший класс. Масла без присадок – SA
Устаревший класс. Автомобили 1930-х гг. – SB
Устаревший класс. Автомобили 1964-1967 гг. – SC
Устаревший класс. Автомобили 1968-1971 гг. – SD
Устаревший класс. Автомобили 1972-1979 гг. – SE
Устаревший класс. Автомобили 1980-1988 гг. – SF
Автомобили 1989-1991 гг. – SG
Автомобили 1992-1995 гг. – SH
Автомобили 1996-1999 гг. – SJ
Автомобили 2000-2003 гг. – SL
Автомобили с 2004 г. и по настоящее время – SM

Дизельные двигатели

Устаревший класс. Автомобили с 1940 г. – СA
Устаревший класс. Автомобили с 1949 г. – СB
Устаревший класс. Автомобили с 1961 г. – СC
Устаревший класс. Автомобили с 1955 г. – СD
Устаревший класс. Автомобили с 1985 г. – CD-II
Устаревший класс. Автомобили с 1983 г. – CE
Автомобили с 1990 г. – CF
Автомобили с 1994 г. двухтактные – CF-II
Автомобили с 1990 г. четырёхтактные – CF-IV
Автомобили с 1995 г. четырёхтактные – CG-IV
Автомобили с 1998 г. четырёхтактные – CH-IV
Автомобили с 2002 г. четырёхтактные – CI-IV

Разобраться с присадками гораздо сложнее. Одобрил ли букет присадок того или иного «неродного» масла ваш автопроизводитель или нет – нигде не разглашается (если только самим изготовителем масла). Автоконцерну это просто не интересно. Кроме того, информация эта «плавающая» и её нужно год от года уточнять. Разобраться с присадками поможет классификация ACEA, которая разделяет моторные масла на три класса: A/B – для бензиновых/дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, C – совместимые с нейтрализаторами отработавших газов и E – для мощных дизелей грузовых автомобилей. Более подробное описание индексов можно легко найти в интернете при помощи поисковика. Но и тут не стоит пренебрегать рекомендациями автопроизводителя. И запомните: лить дополнительные присадки в двигатель нельзя! Химсостав масла изменится непредсказуемо. Это могут себе позволить только те, кто занимается перепродажей автохлама, который должен побегать ещё хотя бы несколько сот километров ценой абсолютной смерти мотора.

stepen_penetracii.jpg

Самый понятный для нас критерий – это вязкость масла. «Понятность» чревата тем, что мы начинаем экспериментировать с вязкостью, наивно считая, что это ни к чему не приведёт. Напрасно. Слишком жидкое масло (вразрез с рекомендациями автопроизводителя) приводит к образованию слишком тонкой защитной плёнки на поверхности пар трения. В результате износ деталей увеличивается. Слишком густое масло забивает насос, не проходит (причём не только на непрогретом моторе) к некоторым точкам смазки и даёт дополнительную нагрузку, что увеличивает и расход топлива, и износ двигателя.

Рассмотрим наносимый вред на примере. Возьмём, скажем, масло SAE 5W-40. Цифра 5 обозначает его вязкость в «холодном» состоянии. Если вычесть из этой пятёрки 35, то мы получим температуру условно безопасного пуска двигателя: –30оС. Индекс 0 говорит о температуре пуска в –35оС, 10 – в –25оС и так далее. На иные рабочие параметры масла эта цифра не влияет и может быть любой, какой захотите, в зависимости от климата в регионе вашего проживания. Другая цифра индекса – вязкость масла при рабочих температурах, которые при интенсивном вождении могут доходить до +150оС. Чем выше эта цифра, тем более вязким является горячее масло и тем лучше оно держится на парах трения, защищая их от износа. Но и тут лучше обойтись без фанатизма и не лить в мотор масла с индексом 50 или 60, несмотря на запрет производителя. Эти масла выпускаются исключительно для спортивных авто, участвующих в гонках на пределе возможностей доработанного и перекроенного (!) двигателя. Если такое масло залить в обычный авто на каждый день, то это лишь увеличит расход топлива и износ всех деталей. Поэтому лить нужно только масло рекомендованной вязкости, той, на которую рассчитана система двигателя. Если производитель указал от 20 до 40, то 20 – можно лить, пока авто новый, а 40 – когда пробег его приблизился к 100 000 км и более, и масло стало «подъедаться» больше, чем это было предусмотрено производителем.

Вывод прост: ни в коем случае не отступать от рекомендаций автопроизводителя. Не бойтесь, при желании сменить масло одной фирмы на продукт другой у вас будет огромный выбор брендов. Далее набиваем допуск от автопроизводителя в строку поиска и находим страницы, на которых изготовители масел указывают марки, одобрившие ту или иную линейку их продукции. Что касается опасений купить подделку (очень сложный и неоднозначный вопрос), то помните – даже крупный сетевой продавец не является гарантом оригинал